Замок Шенонсо (Château de Chenonceau)

Замок Шенонсо, Долина Луары.

Стремуан Бойе, из Оверни, прибыл в Турень вместе с Карлом VII, чьим секретарем он был (а позднее – секретарем Людовика XI и Карла VIII). Возведенный в 1490 г. Карлом VII во дворянство, он вступил в альянс с семейством турских финансистов дю Пра (один из членов этого семейства позднее стал советником Франциска I). А Тома, его сын, женился на Екатерине Брисоне, дочери суперинтенданта финансов, тоже из Турени, и сделал успешную карьеру при трех королях: Карле VIII, Людовике XII и Франциске I (при последнем он был казначеем итальянских войн). Получив рыцарский чин от Шарля д’Амбуаз под стенами Генуи, он был назначен королевским главнокомандующим в Италии, где и скончался в 1524 г. Такая блестящая карьера нуждалась в достойном жилье. Бойе построил роскошный дворец в Туре (от него остался только камин, перенесенный в замок Плесси-ле-Тур) и задумал завладеть землями Шенонсо.
Он терпеливо и в тайне скупал закладные и кредиты на близлежащие феоды в Сивре, Франкёй, Круа, Блере, Лузийе, Сен-Жорже, Шиссе и Шиссо. 27 апреля 1496 г. Тома купил сеньрию Уд, составную часть домена, и выстроил там поместье, от которого до наших дней дошли лишь некоторые части. 3 июня 1496 г. он вынудил де Марка продать Шенонсо за 7374 ливров и 10 су и стал титулованным владельцем Шенонсо.
Из итальянских походов он вернулся очарованным удобными и открытыми загородными виллами. В те времена перед королями, придворными, буржуа, пополнявшими ряды дворянства, стояла альтернатива: переоборудовать старый замок или же построить новую резиденцию.
Тома с супругой пошли по первому пути. В 1513 г. он нанял, для обновления башни «Марк», артель строителей, уже овладевших новым опытом в Туре, Амбуазе и Блуа. Они построили сдвоенную лестницу, выходящую на террасу, под которой находился спуск в нижний сводчатый зал. Фронтон, дверные рамы и декор парадного входа в боковую башенку с пилястрами и капителями полностью отвечали итальянскому вкусу. Декораторы украсили в том же стиле и пилястры, обрамляющие широкие окна, открытые к Шеру, и камины в двух залах, стоящих друг над другом. Старая цитадель, увенчанная церемониальным парапетом, была украшена двумя слуховыми окнами и одним коническим фонарем.
Сначала Бойе хотел только переделать покои де Марка, но потом изменил свои намерения и, оставив центральный форт и колодец, снес все остальное. Новый замок был построен в 1515 – 22 гг. на сваях старой мельницы, в тот же период, когда в Блуа строился флигель Франциска I. В 1515 г. Тома ушел в третий итальянский поход, затем в 1521 г. (вместе с Лотреком) и в 1524 г. опять воевал в Италии (в 1524 г. он там и скончался). Из-за его долгих отлучек строительством руководила его супруга Екатерина. Она наняла артель высококлассных туренских строителей, обученных в позднеготической школе, которая тогда была в самом расцвете в Туре. Однако они были вполне восприимчивы к итальянским архитектурным и художественным урокам.
План особняка соответствуем конфигурации фундамента, образованного двумя пирсами снесенной мельницы, которые были соединены аркадой. Этот фундамент представляет собой квадрат со сторонами длиной 30 м. На нем был возведен павильон, обрамленный коническими башенками, а с восточной стороны – двумя выступами (в одном разместили капеллу, в другом – зал и кабинет).
Каждый этаж разделен пополам коридором, идущим параллельно течению реки, таким образом, одна половина этажа обращена к восходу солнца, другая – к закату (в каждой половине – по два главных зала). Между залами, выходящими на речную стремнину, поставлены прямые лестничные ступени, перпендикулярные осевому коридору. Эта двухмерная лестница в итальянском стиле – значительное нововведение по сравнению с тем, что в то же самое время король строил в Блуа и Шамборе, усовершенствованные, но все же старомодные винтовые лестницы.
Новая композиция замка, ограниченная существующим фундаментом, позволила избежать чрезмерной грузности. Высокие башенки, пропорции оконных проемов, слуховые окна, балконы – все это придало сооружению эстетичный и легкий вид. Верхняя часть высоких пирсов была принижена для удобства (еще раньше снизили ближний к берегу пирс – для размещения жерновов). Над северо-западной частью первого пирса были построены кухни с округлым сводом. От них к воде спускается лестница, использовавшаяся лодочниками в качестве причала для разгрузки. В восточной части располагается небольшой и мало освещенный зал, возможно, служивший погребом. Деревянные ступени под аркой ведут ко второму причалу, рядом с которым находятся кладовая комната с ребристыми сводами в два пролета и небольшая мясная кладовая с округлым сводом.
Северный и западный фасады павильона аналогичны друг другу, за исключением центральных окон. На северном фасаде два пилястра, украшенных по образу башни «Марк» и обрамляющих парадный вход, поддерживают балкон, стоящий на двух консолях. С западной стороны два больших окна освещают лестницу, а нижний оконный проем оформлен в виде балкона. Помимо этого, оба фасада украшены изящным фризом с орнаментальным узором и балясинами, а также слуховыми окнами, увенчанными декоративными фронтонами. Возможно, что южный фасад, позднее замаскированный галереей на мосту, был таким же, как северный и западный.
Чета Бойе добиралась до своих владений на левом берегу и в свое поместье Уд, передвигаясь по течению на лодке. Тома удалось получить от короля право на возведение моста (Шер был судоходной рекой). Король подписал разрешение в декабре 1517 г. в Плеси-ле-Тур, но ни Тома, ни его вдове, скончавшейся 2 года спустя после смерти супруга, в 1526 г., воплотить проект в жизнь не удалось.
Старший из их девяти детей, Антуан, пошел по стопам отца и женился на дочери генерального казначея Поншера, но тут же пал жертвой репрессий короля, направленных против его кредиторов. Тогда был повешен 80-летний Бон-Санблансе, а также тесть Антуана. Ему самому пришлось отвечать перед судом, по приговору которого опечатывалось его имение и ему надлежало выплатить в казну 90 тысяч ливров. По соглашению с братьями и сестрами, он продал замок Франциску I, который в 1538 г. останавливался здесь с Карлом V, а затем приезжал сюда на охоту.
Генрих II, помимо других даров, предложил Шенонсо своей алчной фаворитке Диане. Замок был собственностью короны и Диане пришлось прибегнуть к уловке. Сделка между Франциском I и Бойе была аннулирована, и последний опять оказался владельцем замка и… должником. Диана купила эти земли в личную собственность, ничего при этом не заплатив, а король простил Бойе долги и восстановил его на службе.
Диана повела новое хозяйство по-деловому, подолгу здесь жила, порой вместе с Генрихом II. В 1551 г. она разбила, на правом берегу реки, выше замка, фруктовые сады размером до 2 га, оградив их глубокими канавами с кирпичной кладкой и поручив садоводство опытным туренским землевладельцам.
В 1555 г. королевский архитектор Филибер Делорм завершил строительство замка д’Ане и ему было поручено руководить строительством моста через Шер, задуманным еще четой Бойе.
Работы начались в 1556 г. Мост на пяти полукруглых арках закончили к смерти короля, но элегантная верхняя галерея еще не была построена. За работу было уплачено 9 тысяч ливров из королевской казны. Вдова короля Екатерина Медичи не без труда заставила бывшую фаворитку вернуть замок короне, дав ей, однако, взамен имение Шомон, приносившее даже больший доход.
У королевы были великие планы на Шенонсо. Ее архитектор Бюйан должен был превратить существующий замок на Шере в грандиозный дворец. Замыслы осуществились лишь частично. На сводах пирсов, вверх по течению реки, было пристроено двухэтажное здание с мезонином для капеллы и библиотеки, что утяжелило стройный фасад (эту пристройку разобрали в 1865 – 75 гг.). Кроме того, в 1580 – 85 гг. по проекту Делорма были сооружены дворовое крыло, три павильона, соединенные двумя низкими зданиями, и галерея с куполами. Эти наружные здания предназначались для придворных матери-королевы, церковного причта и слуг. Затем для Екатерины построили двухэтажную галерею на мосту, украшенную элегантными слуховыми окнами и поставленную на одну линию с западным фасадом. В целом галерея вышла немного тяжеловеснее, чем планировал Делорм. Павильон, который должен был замкнуть мост на левом берегу, так и не закончили. Проживание Екатерины в замке, несмотря на гражданскую войну, было отмечено рядом пышных торжеств. Луиза Лотарингская, супруга Генриха III, узнав в Шенонсо об убийстве короля, навсегда облачилась в белое – траурный цвет королев и замкнулась в своих апартаментах, украсив их похоронными символами. Луиза умерла в 1601 г., завещав имение Сесару, герцогу де Вендом и законному сыну Генриха IV и Габриэллы д’Эстре, женатому на племяннице Луизы, Франсуазе Лотарингской де Меркёр. После смерти Генриха IV в Шенонсо поселилась герцогиня де Меркёр, теща Сесара. Она прожила здесь 12 лет, ухаживая за поместьем. Герцогиня была женщиной набожной и даже поселила в мезонине 12 капуцинок, которые прожили в замке до 1634 г. – еще 11 лет после смерти их благотворительницы. В 1733 г. герцог де Вендом-Бурбонский продал замок за 180 тыс. ливров Клоду Дюпену. Последний, сборщик налогов из Шатору, однажды оказал важную услугу банкиру Самуэлю Бернару и его любовнице мадам де Фонтень, за что был вознагражден рукой мадмуазель Луизы-Марии-Мадлен де Фонтень и концессией. У Дюпена от предыдущего брака был сын, который получил имение Франкёй (он жил вместе с отцом и мачехой). При Дюпенах Шенонсо был реставрирован и вновь приобрел свой прежний блеск. Семья проводила в поместье каждую осень в окружении друзей и знакомых не только из финансового мира, но и мира литературы, искусства и науки. Многие видные деятели культуры 18 в. – от Мариво до Вольтера – посещали Шенонсо.

Экскурсия по замкам Луары из Парижа